Песня про вегетарианство. Как пришла идея написать песню об этом? Не было опасений, что ваш слушатель не поймет — в России это все еще достаточно экзотическая тема и люди воспринимают зачастую её и её носителей весьма агрессивно.
ДС: Песня про плохих танцоров родилась из случайной шутки о том, что чем лучше танцор, тем, очевидно, меньше у него яйца. Песня про «Ни рыбы, ни мяса» родилась из желания когда-нибудь приспособить эту русскую пословицу (которая на самом деле совсем про другое) для будущей вегетарианской песни. В общем, как обычно, все по Ахматовой, «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…».
Сразу замечу: не смотря на то, что ты назвал ее «песней про вегетарианство», несмотря на то, что после ее прослушивания мясоеды начнут свой стандартный вой про пропаганду, а вегетарианские ресурсы перепостят ее с одобрительными комментами, песня эта не совсем про вегетарианство. Она скорее про стереотипы и ложные утверждения, которые живут среди мясоедского большинства относительно вегетарианцев/веганов и этой этики. Эта песня не является пропагандой вегетарианства, не является попыткой рассказать о проблеме или заявить свою позицию относительно пищевых привычек других. Как автор текста, в ней я просто троллю некоторые особо популярные среди мясоедов мифы и стереотипы о вегетарианцах. Вне всякого сомнения, вой и бурление поднимутся страшные, особенно, если мы приправим трек каким-нибудь характерным видео. Для усиления эффекта мы собрали сборную российских панк-хардкор-веганов, чтобы, по крайней мере, продемонстрировать, что тема эта в нашей среде — обычное дело.
Люди вообще очень сильно ведутся на обобщения. Многие называют «За тех, кто в меньшинстве» и «Ложь за ложь» «политическими» песнями, несмотря на то, что они таковыми совсем не замышлялись. Но то ли время сейчас такое, то ли с этими ребятами что-то не то, но они упорно слышат в этих песнях послания, которых в них нет. Я уж не говорю о том, что штамп «политическая песня» из уст этих людей звучит так, как будто это что-то плохое. Потому что они, видите ли, устали смотреть пропаганду в СМИ. Телек их пугает. Они, видите ли, хотят, чтобы панк-группы их только развлекали. То же самое будет и с этой песней. Паблик у вас хоть и хороший, но песню эту услышит значительно больше людей, чем прочитает это интервью. Поэтому да, мы готовы к тому, что нас будут обвинять в попытках веганской пропаганды, а особо одаренные даже сообщат мне что-нибудь о том, что раньше, «когда я был настоящим панком», а не вегетарианцем, песни наши были не в пример более крутые. И пошутит еще как-нибудь типа — «теперь ждем песню про вейперов». Рок-кузьмичи, кстати, воспитанные на «Ели мясо мужики», искренне уверены, что веганство и вегетарианство — это отход от позиций панка, один из признаков «опопсения»))
►У этой песни есть очевидный посыл, но, мне кажется, что, записав, её вы убиваете 3-х зайцев. Во-первых, доносите позитивную идею до слушателя. Во-вторых, данная песня может расширить аудиторию группы за счет просто вегетарианцев из (условно) Джаганната. И, в-третьих, привлекаете к себе внимание как к все еще очень актуальной группе, а также берете, скажем так, знамя в свои руки. Ведь в записи трека поучаствовало много (молодых и не очень) отечественных панк-музыкантов, а также ряд даже легендарных исполнителей с той стороны океана (например, Расс Ранкин из Good Riddance). Есть в моей догадке хоть доля правды? Легко ли было договариваться с приглашенными вокалистами, особенно с иностранцами? Как они отнеслись к вашему предложению?
ДС: Я не знаю, как пойдет дело. Я не могу даже пытаться прогнозировать те или иные эффекты от песен. Чтобы условный «Джаганнат» нас закотировал, их условному посетителю придется пройти очень серьезный путь по преодолению уже его собственных стереотипов о группе с названием «Тараканы!», про которую он раньше что-то слышал, что это «вроде бы говнари с «Нашего радио», типа «Кукрыниксов».
Абсолютно все панк–рок/хардкор-вокалисты (как наши, так и западные) отнеслись к идее принять участие в песне крайне позитивно. С иностранцами только одна проблема — их приходится пинать очень аккуратно. У меня более широкий мазок, я к аккуратности не привык. Так что, проблема не в том, чтобы заполучить американскую панк-рок-звезду в песню. Проблема в том, чтобы рискуя показаться излишне назойливым, напоминать ей несколько месяцев о необходимости пойти на студию и записаться в ней. На данный момент мы ждем только Джозефа из Deez Nuts, и англоязычная версия будет укомплектована гостями полностью.
►Приходилось от многих панков-вегетарианцев слышать снисходительные комментарии относительно этой песни, что типа это как пропаганда стрейтэджа — совершенно ненужное явление и похоже больше на сектантство. Есть что ответить этим людям?
ДС: Тут, наверное, придется открыть карты перед читателями — мы ведем этот разговор еще до релиза, то есть, когда пластинка еще не обнародована. И для снисходительных комментаторов у меня один ответ – как можно судить о песне до того, как вы ее услышали? «Не читал, но осуждаю»? Не по панку как-то, пацаны.
Все прочее про этот трек я пояснил выше. Песня эта — не пропаганда. Она — юмор, ирония, высмеивание. Однако, если бы кто-нибудь из них написал бы пропагандистскую песню про стрейтэдж или веганство, я бы, к примеру, только бы это приветствовал. Мы все так любим попиздить про «позитивное мировоззрение», про «сделаем мир лучше», про «нет насилию».
А есть ли что-нибудь негативное в отказе от бухла, наркотиков, табака? Есть ли что-нибудь плохое в здоровом образе жизни, в сохранении своего тела в порядке надолго? Есть ли что-нибудь не позитивное в том, чтобы сохранять также жизни тех, кто живет с нами рядом на этой планете? Лично я вижу в этом одну только пользу, развитие тех самых мировоззренческих идей, которые мы так любим декларировать, нарезая краковскую или пережевывая митболы. Не убивать — это позитивно, пацаны. И сделать попытку разъяснить кузьмичу/говнарю/обывале, что покупая шаурму, он участвует в убийстве живого существа — это тоже охуенно позитивно. И мы, как группа с мейнстримовыми возможностями оповещения широкой общественности, это делаем и будем делать. А вы, если хотите, снисходительно комментируйте по чатикам.
►В этой песне, как и на всем альбоме, классно обыгран бас. Вообще музыкальная составляющая получилась очень разнообразной — видно, что вы сильно заморачивались на аранжировки. Каждый музыкант сам придумывал свои партии, и имело ли значение для конкретного музыканта, о чем текст?
ДС: Да, конечно. Каждый из нас в первую очередь сам думает о том, что и как он будет играть, как его инструмент будет задействован в общей картине, каким звуком он будет пользоваться в тех или иных частях. После того, как мы делаем демо, мы получаем наглядную картину, звучание со стороны. Это помогает нам понять, как наши партии взаимодействуют друг с другом, как все это хитросплетение работает, насколько оно позволяет донести основной месседж песни, не мешает ли ему. В этот момент очень полезно бывает получить на репетиционную базу еще одну, стороннюю и независимую пару ушей. Для нас таким человеком стал Ватов, за что мы ему дико благодарны. Если бы не он, мы бы, наверное, до сих пор сидели на базе и бесконечно спорили о созвучиях, ступенях, диссонансах, не могли бы найти работающие рифы и верные темпы. Так что, отвечая на твой вопрос: в 95% случаев мы сами авторы всего того, что слышит потом слушатель. И навряд ли текст играет какую-то роль при сочинении этих самых партий, так как почти все песни у нас всегда готовы практически целиком еще до того, как тексты обретают первые смутные очертания. В «Ни рыбы, ни мяса» для меня был реальный вызов, так как музыкально куплетные части звучат очень бодро, позитивно, весело, а вот мелодия припева звучит серьезно. Где-то даже, я бы сказал, патетично. И поначалу мелодические фразы в припевах располагались в обратном порядке: там, где сейчас поется бэк «о-о-о» предполагались какие-то слова, а там где в финальной версии располагаются текстовые строчки («нет смерти напрасной, лишь бы голод утолить» и пр.) были «о-о-о». Потом, когда идея текста песни более или менее оформилась, я предложил поменять их местами.
►Этот вопрос продолжение предыдущего. Остальные участники группы вегетарианцы? Как относятся к песне и к посылу (все-таки они её исполняют)? Или в данном случае имеет значение только твое мнение как автора?
ДС: У нас в группе два вегетарианца, один — активно сочувствующий и еще двое едят все. У нас в группе, как и в любой другой музыкальной группе на Земле, нет абсолютного единства по абсолютно всем идеям (музыкальным или текстовым), которые возникают в коллективе. Однако мы понимаем, что ловкая мелодия или складный текст — это не то, чем можно швыряться, вставая в позу и заявляя, что «это мне не походит». Мы стараемся с уважением относиться к тому, что в творческом плане предлагает каждый из нас. И если даже кого-то из нас это не целиком устраивает или даже где-то бесит, нужно учиться привыкать и принимать. Иначе музыкальный коллектив существовать не может. Так же и с этой песней. Ко всему прочему, у меня есть ощущение, что точно так же, как каждый курильщик понимает, что курение — вонючая, грязная и охуенно вредная привычка, так же и каждый мясоед (кроме индивидуумов с совсем уж накрепко промытыми мозгами) понимает, что в идее поедания умерщвлённой плоти есть что-то не то. В общем и целом, посыл песни в группе разделяют все. Но пиццы нас в гримерке после концертов поджидают всё-таки разные. Пока.
►Ходили слухи, что на эту песню выйдет клип. Это правда? Слышал, что искали спонсоров для него в вегетарианской тусовке — нашелся ли отклик и понимание?
ДС: Мы не искали «спонсоров». Мы искали «продакт-плейсмент». Причем искали его не только среди компаний, так или иначе ориентированных на веганов/вегетарианцев, но также и среди тех, чьи товары и марки могли бы быть без проблем и идеологических противоречий интегрированы в видео на подобную песню. Мы очень серьезно потратились на студии в Дюссельдорфе в этот раз (сказалось сильное падение рубля) и даже несмотря на весомую часть рекордингового бюджета, которую нам помогли собрать наши поклонники во время крауд-кампании на сайте Planeta.ru, финансирования на производство большого количества видео стало не хватать. Так что, расставив приоритеты, мы пришли к выводу, что сначала произведем клипы на песни с медийным потенциалом и промо-ролики, а лишь потом будем думать насчет «субкультурного» клипа, каковым, несомненно, является видос на такую песню, как «Ни рыбы, ни мяса». Отклик и понимание мы, несомненно, нашли. Несколько сетей ресторанов и веганских кафе предложили нам бесплатное обслуживание в течение длительного срока. Мы были рады, но, к сожалению, съемочная группа не может работать на вынесенных нами из этих заведений в карманах фалафелях. Они, как обычно, хотят денег. Поэтому клип на эту песню пока в проекте. К тому же, всякий раз принимаясь обсуждать с нашими видео-партнерами идеи относительно сценария к нему, мы вечно упираемся в одну проблему: как сделать клип «работающим», проникновенным и торкающим, при этом не скатываясь к кадрам с мясобоен и всему тому стандартному контенту, демонстрацией которого вегетарианцы пытаются пугать/разжалобить мясоедов. Это серьезная проблема, отсутствие внятного решения которой пока что, наряду с дефицитом финансирования, отодвигает производство клипа на эту песню на неопределенный срок.
►Название песни остроумно обыгрывает русский народный фразеологизм “ни рыба ни мясо” и состоит из 2-х частей. Но часть людей, называющих себя вегетарианцами, едят, например, морепродукты. Продолжая фольклорную тему, хотелось бы в качестве шутки вспомнить еще одну рыбную поговорку - “и рыбку съесть, и на хуй сесть”. Как считаешь, она подходит для описываемой ситуации? И как сам относишься к этому?
ДС: Фраза отличная! И если меня когда-нибудь настолько сильно засосет тема веганства, что мне захочется стать очередным полицаем этой сцены, я, несомненно, использую ее в качестве рефрена для песни, сдирающей покровы с эдаких двуличных персонажей (если только такой шикарной возможностью не воспользуется кто-нибудь до меня). Вообще-то, готовясь с записи «гостевой» версии этой песни, я обратился к значительно большему количеству потенциально возможных певцов, чем в итоге было задействовано. К сожалению, в песне мы не слышим несколько ярчайших голосов современности именно потому, что условие, заложенное в названии песни, ими осуществляется не полностью. Однако, среди них были и те, кто не смотря на рыбку в желудке, тем не менее проявляли искреннее и настойчивое желание сесть на хуй, то есть все-таки принять участие в записи. Пришлось отказать.
►Прокомментируй вот эту цитату Невзорова про день вегана: https://vk.com/wall206517_18232. Вообще какое отношение к его персоне?
ДС: Я никогда не был большим поклонником Невзорова, и даже примерно не представляю себе, что он за личность. В общем и целом, я разделяю его позицию относительно особого "дня вегана", но по другой причине: просто я считаю, что несоучастие в убийстве живых существ есть норма жизни, и тут действительно нечего праздновать. Это все равно, как ввести "день двуногих" или "день чистящих зубы по утрам". Однако, если такие праздники (дни) способны сделать так, что люди будут больше узнавать о веган/вегетарианской этике, и если это, в свою очередь, сможет привести к сокращению объемов мясной индустрии, как это было, например, с табачниками - я только порадуюсь.
Занимательный панк-рок
|