Четверг, 28.03.2024, 16:11
RSS

Вегетарианство: 1001 факт

Сергей Есенин

 

«Новомодное сейчас увлечение вегетарианством не новая, а хорошо забытая старая российская идея, - читаем на страницах газеты «Звезда». - Само понятие «безубойного питания» появилось в России довольно давно. В 1860 году в Санкт-Петербурге организовалось первое вегетарианское общество, которое в шутку в народе тут же прозвали «Ни рыба ни мясо». Его организовал хирург Александр Петрович Зеленков. Сам он стал вегетарианцем по состоянию здоровья: все другие методы борьбы с его заболеваниями были уже исчерпаны. И он был просто потрясен результатами вегетарианской диеты. То есть в тот период времени вегетарианство рассматривалось лишь как способ оздоровления организма. Без всяких нравственных подоплек. А вот когда Лев Николаевич Толстой подвел под такой способ питания идеологическую базу, издав свой трактат «Первая ступень», начался настоящий вегетарианский бум среди российской интеллигенции. Во главу угла поставили нравственную сторону вопроса. Одним из основных постулатов каждого вегетарианца стала фраза-заклинание: «Я никого не ем». Многие прогрессивные деятели вслед за великим писателем стали отказываться употреблять в пищу мясо и рыбу. В рядах вегетарианцев в разное время были замечены известный художник Илья Репин, профессор Санкт-Петербуржского университета, основоположник климатологии в России Александр Воейков, русский живописец Николай Ге, поэт Сергей Есенин...» [3]. Сергей Александрович Есенин (3 октября 1895 г. — 28 декабря 1925 г.) — знаменитый русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества — имажинизма [4].

 

Увлечение идеями Л. Н. Толстого началось у Есенина еще во время учебы в Спас-Клепиковской учительской школе. Его соученик Г. Л. Черняев вспоминал: «Наш кружок у Панфилова образовался почти стихийно... Потом, когда ближе узнали друг друга, мы в наших беседах и спорах стали касаться вопросов тогдашней общественной жизни. Читали и обсуждали роман Л. Толстого «Воскресение», его трактат «В чем моя вера?» и другие книги писателя. Мечтали побывать в Ясной Поляне (поездка не состоялась из-за денежных затруднений). Толстовские идеи сильно захватили тогда и Есенина» [8].

 

Из есенинского письма Г.А. Панфилову 23 апреля 1913 года: «Итак, я бросил есть мясо, рыбы тоже не кушаю, сахар не употребляю, хочу скидавать с себя все кожаное, но не хочу носить названия «Вегетарианец». К чему это? Зачем? Я человек, познавший Истину, я не хочу более носить клички... Как нелепа вся наша жизнь. Она коверкает нас с колыбели, и вместо действительно истинных людей выходят какие-то уроды... Истина должна быть истиной, у нее нет доказательств, и за ней нет границ, ибо она сама альфа и омега. В жизни должно быть искание и стремление, без них смерть и разложение. Нельзя человеку познать Истину, не переходя в условия и не переживая некоторые ступени, в которых является личное единичное сомнение... Человек! Подумай, что твоя жизнь, когда на пути зловещие раны. Богач, погляди вокруг тебя. Стоны и плач заглушают твою радость. Радость там, где у порога не слышны стоны. Жизнь в обратной колее. Свет Истины заманил меня к своему Очагу. Там лучше. Там дышится вольней и свободней, там не чувствуется того мучения и угрызений совести, которые окружают всех во мраке злобы и разврата. Хоть поговоришь-то о ней (об истине), и то облегчишь свою душу, а сделаешь если что, то счастлив безмерно» [6].

 

«Словно многоголосый орган, дружба с Гришей Панфиловым в плане творческого развития звучит полифонией функций, - пишет Р.В. Комаров. - По второму закону Шарля Бодуэна, Панфилов — источник вспомогательной эмоции: стихи Есенина этого периода хоть и крайне подражательны, зато вдохновенны. В экзистенциальном смысле, Гриша — единомышленник; безоговорочно в творчестве поддерживает. С ним Сергей решает извечные экзистенциальные вопросы: в чем смысл жизни? что есть гений? что значит жить полноценно? какой образ жизни вести? Гриша наделяется наставнической функцией. Панфилов — прообраз наставника творческого. С ним выверяются стихи, с ним оттачивается тактика и стратегия творческой карьеры. По согласованию с Панфиловым принято решение «держать» образ жизни, вплоть до ухода в «вегетарианство» [9].

 

«Теперь у меня есть еще новый друг, некто Исай Павлов, по убеждениям сходен с нами (с Панфиловым и мною), последователь и ярый поклонник Толстого, тоже вегетарианец», - сообщает Есенин в письме М.П. Бальзамовой 9 февраля 1913 года [7]. В это время поэт (судя по его письмам) «читает литературу по вегетарианству и знакомится с журналом «Вегетарианское обозрение», в котором регулярно публиковались толстовские материалы, связанные с темой «безубойного питания», в том числе его письма (см., напр., «Вегетарианское обозрение», Киев, 1912, № 1, янв., с. 33—34 и др.). В этом журнале участвовали люди теософской направленности; из рекламных объявлений можно было почерпнуть сведения о соответствующих журналах и книгах. По-видимому, именно на страницах «Вегетарианского обозрения» (см. его №№ 1, 3/4, 6 за 1912 г.) Есенин обратил внимание и на книгу С. Вивекананды «Практическая Веданта» (М., 1912), и на журналы «Вестник теософии» и «Бюллетени литературы и жизни» — следы чтения этих изданий можно обнаружить в целом ряде его писем (причем не только 1912—1913 гг., но и более поздних» [8]. «Я бросил есть мясо и рыбу, прихотливые вещи, как-то вроде шоколада, какао, кофе не употребляю и табак не курю» - есенинские слова данного периода [4, с. 38].

 

Вместе с М. Арцыбашевым, Д. Григоровичем, Л. Украинкой, Н. Рерихом, М. Коцюбинским, И. Тургеневым, А. Чеховым, Л. Толстым, А. Добролюбовым, В.Маяковским, другими русскими и украинскими писателями конца 19 - начала 20 столетия - ряд произведений, имевших «явный экоэтический контекст» создает и Сергей Есенин («Песнь о собаке», «Лисица», «Корова» и др.) [1, с. 10].

 

Поэт сожалеет в стихотворении «Песнь о хлебе» (1921), что «сохранение собственной жизни предполагает уничтожение другой. Серп, движимый рукой человека, режет колосья, как под горло режут лебедей» [2].

 

Есенин - автор крылатого выражения, вобравшего суть любви и уважения к животному миру: «братья наши меньшие» [11].

 

«Дай, Джим, на счастье лапу мне…» - проект Московского государственного музея С.А. Есенина по защите животных, в рамках которого запланированы «российские и международные выставочные, культурно-образовательные мероприятия, мастер-классы и интерактивные занятия, цель которых состоит в воспитании гуманного, ответственного отношения к животному миру с помощью поэтического слова С.А. Есенина... Первое анонсированное мероприятие проекта состоялось 5 октября 2013 в Центральном Парке Культуры и Отдыха имени Горького с презентацией выставки по теме мероприятия и поэтического сборника С.А. Есенина «Братья наши меньшие» [5].

 

 «Мы живём в эпоху жестоких испытаний, мы – пленники современной цивилизации, - смотрит правде в глаза ученица 8 класса Екатерина Хазова. - Наша жизнь протекает в гигантских городах среди бетонных домов, асфальта и бензинового дыма. Мы засыпаем и просыпаемся под рёв автомобилей. Современный ребёнок с удивлением разглядывает птичку, цветы видит лишь стоящими в праздничной вазе, а животных может посмотреть на картинках детских книжек... Исчезает многовековая связь человека с природой, поэтому всё больше в нашем мире жестокости и насилия. Чтобы остановить противостояние природы и человека, следует задуматься над вопросами: «Что мы делаем? Как мы живём?» и обратиться к русской классической литературе, которая всегда служила подлинным источником гуманизма, формировала в человеке любовь ко всему живому на земле. Животный мир у Есенина – часть природы, живой, одушевлённой, разумной. Его звери не басенные аллегории, не олицетворения человеческих пороков и добродетелей. Это, действительно, «меньшие братья», у которых свои думы и заботы, свои горести и радости. В поэзии Сергея Есенина присутствует мотив «кровного родства» с животным миром:

 

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверьё, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

                        («Мы теперь уходим понемногу», 1924 г.)

 

В его стихотворениях мы находим образы не только домашних животных, но и представителей дикой природы. Из 267 рассмотренных стихотворений в 111 упоминаются животные, птицы, насекомые, рыбы... подчёркнуто поэтом единство всего живого, и в этом единстве всего сущего – смысл нашей жизни... Поэт делает «нечеловеческую» боль достоянием человеческой души... Есенин не только любил по-настоящему «разумную плоть», но и понимал «неизречённые души» зверей – дар редкостный, уникальный, почти начисто утраченный современным человеком... Пора почувствовать и в животном личность – сознающую, думающую, радующуюся и страдающую. Стараясь понять психику животных, мы лучше будем понимать психику людей. А это сулит человечеству одно только добро» [10].

 

ИСТОЧНИКИ

 

1. Борейко В.Е. Прорыв в экологическую этику. - Киев: Логос, 2013, - 168 с. (Серия «Охрана дикой природы». Вып. 71) ISBN 978–966–

2. Бранг П. Россия неизвестная: история культуры вегетарианских образов жизни от начала до наших дней / Пер. с нем. А. Бернольд и П. Бранга. - М.: Языки славянской культуры, 2006. - 568 с. ISBN 5-9551-0138-1

3. Вегетарианство / Звезда, № 6 (32319), 22 января 2015. Электронный ресурс. Режим доступа: http://zwezda.perm.ru/newspaper/?pub=15296

4. Гусляров Е.Н. Есенин в жизни. Систематизированный свод воспоминаний современников. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 768 с. (Серия: Биографические хроники) ISBN 5-94850-190-6

5. «Дай, Джим, на счастье лапу мне…» / Московский государственный музей С.А. Есенина, 2015. Электронный ресурс. Режим доступа:

http://esenin-museum.ru/portfolios/bratia_nashi_menshie

6. Есенин С.А. Письмо Панфилову Г.А., 23 апреля 1913 г. Москва / Есенин С.А. Полное собрание сочинений: В 7 т. — М.: Наука; Голос, 1995—2002. Т. 6. Письма. — 1999. — С. 35—38.

7. Есенин С. А. Письмо Бальзамовой М.П., 9 февраля 1913 г. Москва / Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. — М.: Наука; Голос, 1995—2002. Т. 6. Письма. — 1999. — С. 30—32.

8. Есенин - Бальзамовой М.П., 9 февраля 1913 / Сергей Есенин / Наследие. Искусство. Величие. Материалы по культуре, искусству и другим областям знаний, 2015. Электронный ресурс. Режим доступа: http://esenin.niv.ru/esenin/pisma/16.htm

9. Комаров Р.В. Сергей Есенин: судьба таланта в контексте психологии творчества / Современное есениноведение, научно-методический журнал Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина», № 16, 2011. - С. 34-39.

10. Образы животных в лирике Сергея Есенина. Исследовательская работа Хазовой Екатерины Юрьевны, ученицы 8 класса, МОУ СОШ № 11 города Жуковский Московская область. Руководитель проекта Коробова Ольга Викторовна / Издательский дом «Паганель», 2012. Электронный ресурс.

Режим доступа: http://паганель.рф/arhiv/arccpyp/comyp_xaz_www.pdf

11. Щавелев С.П. Этика и психология науки. Дополнительные главы курса истории и философии науки: учеб. пособие для аспирантов и соискателей ученой степени к экзамену кандидатского минимума. - М.: ФЛИНТА, 2011. - 308 с. ISBN 978-5-9765-1153-8 Прим.: рецензенты - докт. филос. н., член-корр. РАН И.Т. Красавин (Институт философии РАН), канд. филос. н., доц. Д.П. Кузнецов (Курский гос. мед. ун-т), докт. филол. н., проф., заслуженный деятель науки РФ А.Т. Хроленко (Курский гос. ун-т).

Источник иллюстрации

Поиск