«Практически все известные религии, - пишет Б.В. Брамбург, - так или иначе высказывают свое отношение к пище человека, классифицируют ее со своих позиций, устанавливают те или иные запреты на некоторые виды пищи и определяют время ее употребления... Для вегетарианцев, в том числе и веганов, наиболее важно при этом то, что большинство религиозных запретов относится к пище животной... Узаконение запретов произошло после длительного многовекового осмысления того факта, что периодический отказ от животной пищи не только не приносит ущерба человеку, а, напротив, очень полезен как для телесного, так и для духовного здоровья. Объективность этих выводов подтверждает наличие узаконенных периодов поста практически во всех религиях мира» [4, с. 177-188].
В.В. Усов считает религиозные убеждения отдельным направлением в психологии вегетарианства: «В первую очередь это относится к жителям древней и современной Индии, где зародились три значительных религиозных направления - буддизм, джайнизм и индуизм. Буддизм пропагандирует непричинение вреда живым существам, т.е. вегетарианство носит в буддизме этический характер. В джайнизме торжествует принцип уважительного отношения ко всякой жизни, какой бы она ни была, ввиду чего занятие рыболовством, охотой и даже скотоводством считается предосудительным. Вполне естественно, что все последователи этого религиозного течения - строгие вегетарианцы. Индуизм предписывает питаться плодами, коровьим молоком, заквашенным на травах, а также рисом. Прикосновение к животной пище рассматривается последователями этой религии как верх нечистоты и бесчестия» [8, с. 8].
Хатха-йога — одна из индийских школ йоги, «система здоровья и гигиены, включающая уход за телом и сознанием. Она направлена на полное развитие и самореализацию человека... учитывает не только рост, силу и прочность различных мышц; она также принимает во внимание воздействие базовых факторов конституционального здоровья, а именно состояние внутренних органов и желез (Majumdar, 1964, р. 99). Практика йоги асан, или поз, составляет только часть хатха-йоги. Фактически та хатха-йога, которой учат в Соединенных Штатах, представляет собой скорее гимнастику для улучшения здоровья, а не целостную йогическую систему. Кроме поз классическая хатха-йога подразумевает целибат, вегетарианскую диету, упражнения для дыхания и концентрации, технику промывания и очищения носовых каналов и пищеварительных путей — от горла до кишечника. Эта практика формирует интегральную психологическую и духовную технологию, цель которой — продвинуть человека к самореализации» [9, с. 26].
По сведениям Э. Боровской, «христианские монахи и причисленные к лику святых придерживались вегетарианского питания по религиозным причинам, считая, что мясо убитых животных притягивает мысли человека к земле, заглушая в нем голос души» [3, с. 5].
Религиозную ценность дикой природы - как сегмент нематериальных, неэкономических ценностей - поясняет В.Е. Борейко: «Взгляд на свободную пpиpоду поднимает нас к pелигиозным мыслям, котоpые служат связью между ею и бесконечным и кpепче пpивязывают к ее чудесам и кpасотам. Тем самым дикие пpиpодные теppитоpии становятся чем-то наподобие священных текстов, они пpедставляют словно бы цеpковную обстановку. Религиозная ценность — это ощущение дикой пpиpоды как святого пpостpанства, где пpоявляется святая сила» [2, с. 30].
Показательный момент на стыке библейского текста и исторически подтвержденных фактов разбирает А.А. Опарин: «Исследуя случай с перепелами следует… обратиться к книге Числа, 11 главе. Там сообщается о новом ропоте народа и его требовании предоставить мясо (Числ. 11:4). Там так же говорится, что народ открыто начал негодовать по поводу манны, которая надоела ему. И тогда «…поднялся ветер от Господа, и принес от моря перепелов, и набросал их около стана, на путь дня по одну сторону и на путь дня по другую сторону около стана, на два почти локтя от земли. И встал народ, и весь тот день, и всю ночь, и весь следующий день собирали перепелов; и кто мало собирал, тот собрал десять хомеров; и разложили их для себя вокруг стана. Мясо еще было в зубах их и не было еще съедено, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ весьма великою язвою. И нарекли имя месту сему: Киброт-Гаттаава, ибо там похоронили прихотливый народ» (Числ. 11:31-34)» [5].
О.С. Ринчинов рассматривает основы учения игуаньдао, название которого можно перевести как «всеобъемлющий путь» (корни уходят к школе Сяньтяньдао, основанной Хуан Дэхуэем в 17 столетии): «Игуаньдао учит, что все религии следуют одному «пути». Его последователи поклоняются большому числу святых, включая Лаоцзы, Конфуция, Будду Шакьямуни, Иисуса Христа, Мухаммеда, но выше всех почитают Бога чистоты Мин Мин Шанди... Приверженцы также практикуют различные конфуцианские ритуалы и групповые обряды в семейных храмах. Личное очищение и служение являются основными принципами нравственной философии этой религии… Игуаньдао пропагандирует вегетарианство, его последователи содержат многие вегетарианские рестораны на Тайване. Эта конфессия ведёт активную международную деятельность, всемирная штаб-квартира игуаньдао учреждена в 1996 г. в Эль-Монте, Калифорния» [6, с. 142].
Как полагает Натаниэль Альтман, «Трансцендентная диета» Стивена Розена — первая книга, по-настоящему глубоко и серьезно исследующая такой непростой вопрос, как место вегетарианства в мировых религиях. Стивен Розен обращается к забытым и часто неверно понимаемым основам мировых религий, обнаруживая, что вегетарианство было значимой частью их философии и законов. Автор доказательно разоблачает многие мифы, сложившиеся вокруг жизни Будды, Магомета и Иисуса Христа, с помощью которых сторонники мясоедения долгое время подводили под свои вкусы религиозные основания. «Трансцендентная диета» ясно показывает, что милосердие, к которому призывают все религии мира, должно быть всеобъемлющим и распространяться не только на людей, но и на всех живых существ [7].
Секуляризация (от лат. saecularis — мирской) — процесс снижения роли религии в жизни общества. Однако ритуальная функция питания не теряет своей значимости, что не обязательно касается прямой религиозной регламентации приема пищи... Важной является сама подоплека деления питания на «правильное» и «неправильное», поддерживаемая системой социальных запретов и регламентаций. Сегодня, в качестве «религиозного учения», формирующего разнообразные табу и трансформирующего само представление о пользе или вреде различных продуктов питания, выступает, по мнению ряда исследователей, медицина [10, с. 105-139].
Экопоселение - это «поселение, созданное для организации экологически чистого пространства для жизни группы людей, исходящих, как правило, из концепции устойчивого развития и организующих свою деятельность за счет органического сельского хозяйства. Экопоселения представляют собой одну из форм идейной общины. Идейная община (калька с англ. International community) – целенаправленно созданное местное сообщество людей, задуманное для более тесного сотрудничества, чем другие сообщества. Члены идейной общины обычно разделяют определенные социальные, политические, религиозные и иные взгляды и зачастую ведут «альтернативный» образ жизни... Идейные общины могут быть как религиозными, так и светскими» [1, с. 3].
ИСТОЧНИКИ
1. Аналитический обзор экологических поселений России (версия 14-06-12). - М.: Исследовательская группа ЦИРКОН, АНО «Социологическая мастерская Задорина», 2012. - 54 с.
2. Борейко В.Е. Прорыв в экологическую этику. - Киев: Логос, 2013, - 168 с. (Серия «Охрана дикой природы». Вып. 71) ISBN 978-966-171-705-2
3. Боровская Э. Вегетарианская кухня. - М.: Эксмо, 2014. - 320 с. (Кулинария. Здоровое питание) ISBN 978-5-699-69778-6 Прим.: книга для людей, которые не ставят перед собой задачу жесткого отказа от пищи животного происхождения, но при этом стараются максимально потреблять здоровые продукты питания.
4. Медкова И.Л., Павлова Т.Н., Брамбург Б.В. Все о вегетарианстве. - М.: Экономика, 1992. - 287 с. ISBN 5-282-01705-9
5. Опарін О.А. Біля поламаних водойм. Археологічне дослідження книг Вихід та Ісуса Навіна: Монографія. — Харків: Факт, 2002. — 176 с. ISBN 966-637-065-4 / Электронный ресурс. Режим доступа: http://nauka.bible.com.ua/exodus/ex1-06.htm
6. Ринчинов О.С. О религиозной ситуации на Тайване / Учёные записки ЗабГГПУ, № 2 (49), 2013. - С. 142. Прим.: автор - кандидат физико-математических наук, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии, Сибирское отделение Российской академии наук.
7. Розен С. Вегетарианство в мировых религиях. Трансцендентная диета. - М.: Философская книга, 2013. — 178 с. ISBN 978-5-8205-0155-5
8. Усов В.В. Вегетарианская кухня: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / В.В. Усов. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 384 с. ISBN 5-7695-3438-9 Прим.: допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования; рецензент - преподаватель высшей категории Т.В. Шарко.
9. Фрейджер P. Религиозные теории личности. Йога. Дзэн. Суфизм. Теософские направления. — С-Пб.: Прайм-Еврознак, 2007. — 222 с. (Университетская библиотека) ISBN 5-93878-300-3 Прим.: пособие предназначено для студентов и слушателей гуманитарных и медицинских факультетов и вузов, для всех, кто интересуется вопросами становления и гармонического развития личности человека.
10. Gumerman G. Food and complex societies / Journal of Archaeological Method and Theory, No. 2, 1997, Vol. 4, pp. 105-139.