И.Л. Медкова и соавт. рекомендуют поразмышлять вместе с английским психологом доктором Р. Райдером: «Каково все-таки происхождение мясоедения? Почему стольким людям внушает отвращение вид крови и почему так немногие могут с легкостью убивать и потрошить животное, пока не привыкнут? Эта реакция должна нам говорить что-то о важнейших моментах того кода, которым запрограммирована человеческая психика. Видимо, мы не сотворены, чтобы быть настоящими хищниками. Наши зубы... недостаточно крепки, чтобы разрывать и жевать сырое мясо. Поэтому, если мы не были мясоедами всегда, то когда наши гуманоидные предки приобрели эту привычку? Случилось ли это тогда, когда ледник медленно наползал на плодородные места, где жили люди, уничтожая фруктовые и ореховые деревья, питаясь плодами которых, человек процветал, и оставил только растительность, которая съедобна лишь для настоящих травоядных? Может быть, действительно, был однажды рай, в котором мужчины и женщины были все вегетарианцами, потому что плоды и овощи были в изобилии? Может быть, этот человеческий рай — для экономики и для здоровья — еще вернется?» [5, с. 262].
«Психологическая убежденность вегетарианца, - сопоставляет факты В.В. Усов, - строится на отказе от мяса как отрицательного фактора перегруженности организма избытком калорий, животных жиров, усиления процессов гниения в толстой кишке. Психологическим барьером при переходе на вегетарианскую диету служит желание «мясоедов» получать от смешанного рациона физиологическое удовольствие» [8, с. 8].
В разделе «Психологические аспекты питания» Потемкиной Н.С. и соавт. отмечено, что «такие системы питания как низкокалорийное, полное или частичное вегетарианство, так называемая средиземноморская диета, достаточно хорошо зарекомендовавшие себя с научной точки зрения, не находят широкого распространения из-за недостаточной культуры населения в сфере питания». Не углубляясь в доказательство полезности каждой из этих систем, авторы приводят некоторые доводы, в пользу сокращения потребления мяса (или даже полного отказа от него в случае вегетарианства), что является общим для перечисленных систем. Имеется «немало данных, доказывающих положительную связь между потреблением мяса (в этом контексте мясо означает красное мясо и мясные продукты и включает в себя говядину, баранину и свинину, но исключает птицу) и раком ободочной и прямой кишки. Некоторые данные указывают на то, что рационы питания, содержащие существенные количества мяса, могут повышать угрозу рака поджелудочной железы, груди, предстательной железы и почек. Потребление переработанного и красного мяса может способствовать увеличению риска несколькими путями. Возможными факторами риска являются такие компоненты мяса, как жиры, белки и железо. Существуют также полученные экспериментальным путем данные о том, что мясо повышает выработку некоторых потенциально канцерогенных веществ в толстой кишке — N-нитрозосоединений, что может объясняться взаимодействием между присутствующими в кишке бактериями и компонентами мяса. Некоторые методы переработки могут способствовать увеличению этой угрозы [А. Робертсон]. В то же время большинство людей считает, что без мяса их рацион будет неполноценным» [7, с. 258-259].
Вегетарианство как сознательный выбор - по биологическим, медицинским, этическим, экологическим и другим причинам - практически исключает возврат к мясоедению. Среди объяснений отхода от вегетарианских практик не исключено «морально-психологическое несовершенство личности... описываемое в таких терминах, как «лень», «слабая воля», «скепсис», «распущенность», «отсутствие фантазии», «искушение», «старые привычки» [4].
В.Е. Борейко исследует корни антpопоцентpической установки на покоpение пpиpоды во многом поpождена пониманием человека как свеpхпpиpодного существа и венца твоpения, что во многих странах было религиозно подкреплено. Разpушение языческого анимизма означало утвеpждение безpазличия к «самочувствию» пpиpодных объектов, что откpывало «психологическую возможность эксплуатации пpиpоды». Экологический кpизис - следствие очевидного «высокомеpия в отношении пpиpоды» [2, с. 133-134].
Психологические проблемы начинающих вегетарианцев и сыроедов возможны по той причине, что люди «не включают в свой рацион продукты, которые позволят ощутить полноценность нового питания. Начинать переход можно в любой сезон, хотя легче всего психологически это делать в период изобилия. Зимой сделать это сложнее, но тут каждому сыроеду большим подспорьем может стать традиция делать запасы на зиму. Если таковых не имеется, придется совершать закупки в магазине или на рынке, правда, в этом случае мы рискуем приобрести химически или термически обработанные продукты. Так, зимой на нашем столе всегда могут быть яблоки, груши, виноград, привозные фрукты (хурма, мандарины, апельсины, бананы, киви, ананасы, кокосы, и т. д.), сухофрукты. Из овощей это картофель, топинамбур, тыква, кабачки, морковь, капуста, помидоры и огурцы» [6, с. 50].
Чарльз Айзенстайн пишет в главе «Пища и личность», что «рацион, который мы выбираем, соответствует уровню нашего нравственного и духовного развития. И наоборот, желая повысить уровень своего развития, стать более чистым, возвышенным, достойным, развитым человеком, следует в первую очередь довести свой рацион питания до этого уровня. Те, кто питается мясом, в нравственном и духовном отношении уступают тем, кто питается рыбой и овощами (песко-вегетарианцам), а они, в свою очередь, — тем, кто ест только яйца, молоко и овощи (ово-лакто-вегетарианцам). Последние уступают строгим вегетарианцам (веганам), а те — людям, которые питаются исключительно фруктами (фруктарианцам)… По крайней мере, так принято считать» [1, с. 35].
Вегетарианская диета считается одним из самых действенных видов помощи для медитации, и ее, как полагает Давид Фроли, «должны придерживаться все серьезные ученики йоги. Непорочность и чистота относятся также и к чистоте сердца и ума. Мы должны быть свободными от ментальных и физических ядов, для того чтобы функционировать в полную силу и с максимальной мощностью. Чистый ум, свободный от озабоченности, алчности, страха и других эмоциональных затруднений, создает ясность и мудрость. Удовлетворенность означает сохранение равновесия во всем, что мы делаем. Это не значит быть самодовольным. Оставаться невозмутимым при всех жизненных взлетах и падениях означает истинное удовлетворение, сантошу. Быть уравновешенным, способным оставаться сосредоточенным и проницательным во всех поступках и жизненных переживаниях – вот ключ к нашему успеху» [10].
По наблюдению А.В. Фещенко, «авторы, написавшие книги по натуропатии, сыроедению и макробиотической диете, выражают… мысль о необходимости отказаться от любых веществ, вызывающих психологическую зависимость, наподобие того, как это делают алкоголь и различные наркотические вещества. При этом в категорию особых «наркотиков» попадают такие продукты, как шоколад, молоко и молочные продукты, а также сам табуирумый объект — мясо» [9, с. 64].
«Известно, что вегетарианство сегодня является почти интернациональным феноменом, система связей с которым уже не определяется принадлежностью к определённому (восточному) типу культуры, - пишет К.В. Кузнецова. - Вегетарианство постепенно преодолевает расовые, средовые, языковые признаки его приверженцев... Таким образом, создаётся некий связующий элемент, соединяющий по своей сути разнородные категории людей, представителей различных культур. Другими словами, возникает коммуникативная, а точнее межкультурная компетентность, что позволяет адекватно воспринимать представителей других ментальных установок, и эффективно взаимодействовать индивиду с окружающими людьми в системе межличностных отношений» [3, с. 25].
ИСТОЧНИКИ
1. Айзенстайн Ч. Йога и питание: За пределы диет и догм — к естественному образу жизни / пер. с англ.— М.: ООО Издательство «София», 2009. — 256 с. ISBN 978-5-91250-911-7
2. Борейко В.Е. Прорыв в экологическую этику. - Киев: Логос, 2013, - 168 с. (Серия «Охрана дикой природы». Вып. 71) ISBN 978–966–
3. Кузнецова К.В. Транзакция как явления межкультурной коммуникации: вегетарианская практика в контексте русской культуры / Научное творчество XXI века : сб. статей. Т.2 / научн. ред. Я.А. Максимов. – Красноярск: Изд. Научно-инновационный центр, 2012. – С. 25. ISBN 978-5-904771-55-3
4. Кулясов И.А., Кулясова А.А., Тысячнюк М.С. Альтернативные практики питания в объединениях экологической этики / Экологическое движение в России. Под науч. ред. Е. Здравомысловой, М. Тысячнюк. – С-Пб.: ЦНСИ. - 1999. - Вып. 6. - С. 87-100.
5. Медкова И.Л., Павлова Т.Н., Брамбург Б.В. Все о вегетарианстве. - М.: Экономика, 1992. - 287 с. ISBN 5-282-01705-9
6. Попова Ю.С. Живая еда: Сыроедение — лекарство от всех болезней. — С-Пб.: ИК «Крылов», 2010. — 160с. (Серия «Здоровье — образ жизни») ISBN 978-5-4226-0125-7
7. Потемкина Н.С., Крутько В.Н., Мамиконова О.А. Питание как фактор устойчивого развития / Труды ИСА РАН, Т. 42, 2009. Прим.: статья под эгидой Института системного анализа РАН.
8. Усов В.В. Вегетарианская кухня: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / В.В. Усов. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 384 с. ISBN 5-7695-3438-9 Прим.: допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования; рецензент - преподаватель высшей категории Т.В. Шарко.
9. Фещенко А.В. Социальная структурация сообщества вегетарианцев (на материалах г. Магадана) / Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. - С-Пб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2014. - 243 с.
10. Фроли Д. Йога от А до Я. Практика асан с позиции Аюрведы. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 320 с. (Серия: Феникс-Фитнес) ISBN 978-5-222-13931-8