Среда, 22.11.2017, 06:20
RSS

Вегетарианство: 1001 факт

Лев Толстой

 

Лев Николаевич Толстой (9 сентября 1828 г. - 20 ноября 1910 г.) — граф, один из наиболее широко известных русских мыслителей (чье авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения — толстовства), член-корреспондент Императорской Академии наук (1873), почётный академик по разряду изящной словесности (1900), писатель, признанный во всем мире [11].

Вегетарианская идея - одна из ведущих идей Толстого, представляющая собой «широкую объединяющую платформу для идейных сподвижников» [8, с. 137].

«Не убий относится не к человеку только, но и ко всему живому, - пишет Толстой. - Заповедь эта была записана в сердце человека прежде, чем она была записана на скрижалях. Люди не считают дурным есть животных оттого, что ложные учителя уверили их в том, что Бог разрешил людям есть животных. Это неправда. В каких бы книгах ни было написано, что не грех убивать животных и есть их, в сердце каждого человека написано яснее, чем в каких  бы то ни было книгах, что животных надо жалеть и нельзя убивать также, как и людей. Мы все знаем это, если не заглушаем в себе совести» [9].

Неофициальным центром толстовства было «Московское вегетарианское общество, основанное 28 февраля 1909 г. в Газетном переулке, в центре Москвы. При обществе были открыты вегетарианские столовые, особая библиотека… толстовцы выступали здесь со своими лекциями и речами. Число участников общества в первые годы его существования стремительно росло: в 1909 г. его численность составляла 11 тыс. человек, в 1912 г. – уже 340 тыс… Впоследствии Московское вегетарианское общество почти на 20 лет станет коммуникационным центром толстовцев и основным источником толстовской пропаганды. Несколько позднее, уже после смерти Л.Н. Толстого, были основаны Толстовское общество в Москве в январе 1912 г.; заграничное Общество русской библиотеки-читальни имени Л.Н. Толстого в Риме в феврале 1912 г. В начале 1910-х гг. возникают и локальные толстовские кружки: например, в Майкопе, в Новороссийске» [1, с. 206]. «Что касается толстовских объединений, - рассматривает А.А. Плясуля более ранние периоды, - то все началось с возникновения колоний толстовцев в Тверской, Симбирской, Харьковской губерниях и в Закавказье. Эти колонии получили название «культурных скитов». Толстовство нашло последователей в Западной Европе, Японии, Индии. Сторонником толстовства был, в частности, Махатма Ганди. В 1890–1900-х гг. толстовские колонии создавались в Англии и Южной Африке. Верующие-духоборы нашли в идеях Толстого сходство с их собственными традициями и в 1895 г. воплотили их в жизнь, отказавшись от военной службы и уничтожив имеющееся у них оружие, за что были репрессированы. В дальнейшем они также согласно идеям Л.Н. Толстого отказались от употребления мяса, алкоголя и табака. Последствия деятельности толстовцев не заставили себя долго ждать. В 1897 г. толстовство было объявлено сектой. В 1901 г. Толстой был отлучен от церкви, а его сторонники подверглись арестам и высылке. В Российской империи независимые трактовки христианства были недопустимы, а вегетарианство в науке того времени считалось нездоровым (согласно немецкой диетологии). Толстовцы активно занимались просвещением» [6, с. 229].

Йосип Перпер в статье «У Льва Николаевича Толстого и его друзей (Вегетарианские поездки)» (1909 год), назвал писателя «солнцем интернационального вегетарианского света» [7, с. 108].

Сам писатель «осторожно относился к активизации толстовского движения как деятельности общественной, прежде всего, потому, что боялся, как бы дела внешние не затмили главное дело для каждой души – стремление к Богу, к нравственному самоусовершенствованию. Его идеалом был мир, который он находил у старушки М.А. Шмидт в Овсяниково: простота и вегетарианство, идеи ненасилия, огородничество для своих нужд… приветливость, искренность, отсутствие «элемента проповедничества, святошества» [5, с. 13].

Есть сведения, что «самым любимым блюдом Толстого была овсянка. Она ему никогда не приедалась... Обожал щи из квашеной капусты с грибами и зеленью, заправленные постным маслом. Когда Толстой заболевал, то полностью отказывался от еды… Лишь позже медицина доказала, что голодание, действительно, помогает больному поправиться» [4, с. 7].

Эсперанто – международный язык. Толстой был избран почетным членом следующих эсперантских организаций: Российской лиги эсперантистов, находившегося во Франции Международного эсперантистского общества «Libéra Penso» и открытого в Гамбурге Эсперантистского вегетарианского общества [10, с. 21].

Лев Толстой играл и продолжает играть значимую роль в развитии идей экологической этики и пропаганды гуманного отношения к живому. В своем классическом эссе «Не убий», актуальном и сейчас, он писал: «Как во всякой нравственной деятельности, так и в следовании заповеди: не убий, дело не в достижении полного совершенства, а только в том чтобы как можно больше приближаться к нему: как можно меньше убивать всяких живых существ» [2, с. 9]. Меняющийся мир диктует новые условия жизни, но вегетарианство остается «материальным подкреплением продолжающего жить учения Толстого... И. С. Токарев, выросший в семье тальжинского коммунара и с самого детства впитывавший гуманистические принципы, в свои 79 лет не приемлет курения и употребления алкоголя, не использует бранных слов, до сих пор ведет вегетарианский образ жизни. «Все живое и даже растения, – говорит Иван Сергеевич, – это души наших предков. И, может быть, убивая животных, мы убиваем своих предков, а нас будут убивать потомки. Вегетарианцы так рассуждают: от мясоедения – к всеобщей растительной пище, от всеобщей растительной пищи – к плодам. У плодов мы поедаем оболочку, а семена выбрасываем – тем самым, не уничтожаем, а содействуем» [3, с. 53].

ИСТОЧНИКИ

1. Агарин Е.В. Толстовское движение после первой русской революции / Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, № 2 (1), 2013. - С. 202–210.
2. Борейко В.Е. Прорыв в экологическую этику. - Киев: Логос, 2013, - 168 с. (Серия «Охрана дикой природы». Вып. 71) ISBN 978-966-171-705-2
3. Калашникова А.Л., Поселенова Е.Ю. Наследие сибирской коммуны последователей учения Л.Н. Толстого в региональной культурной системе / Вестник КемГУКИ, № 23, 2013. - С. 52-58. ISSN 2078-1768
4. Лев Толстой: «Главное - здоровый дух» / Орловская правда, 18 августа 2006. - С. 7.
5. Петухова Т. В. Коммуны и артели толстовцев в советской России (1917 – 1929). – Ульяновск: УлГТУ, 2008. – 124 с. ISBN 978-9795-0264-9
6. Плясуля А.А. Коммуна «Жизнь и труд» как социальный и идеологический феномен / Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых ученых: Сб. материалов II Всероссийской молодежной научной конференции / Отв. ред. Р.Е. Романов; Институт истории СО РАН. - Новосибирск: Нонпарель, 2012. - С. 227-235. ISBN 978-5-98901-099-8 Прим.: рекомендовано к печати Учёным советом Института истории СО РАН.
7. Садівничий В.О. Письменницька публіцистика в контексті періодичних видань вегетаріанської тематики початку ХХ ст. / Наукові записки Інституту журналістики. Том 54, січень—березень, 2014. - С. 107-111.
8. Терзиева М. Т. Философские идеи Льва Толстого и их отражение в творчестве и общественной практике болгарских толстовцев / Перспективы Науки и Образования, № 2 (14), 2015. - С. 136-138.
9. Толстой Л.Н. Путь жизни. - М.: Эксмо, 2009. - 448 с. (Серия: Золотой фонд эзотерики) ISBN 978-5-699-38152-4
10. Толстой Л.Н. Письма 1909 / Полное собрание сочинений. Том 80. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1955. - 387 с.
11. «Is Tolstoy the greatest writer of all time?» / The Guardian (London), January 6, 2010. Электронный ресурс. Режим доступа: 
http://www.theguardian.com/global/2010/jan/06/leo-tolstoy-greatest-writer

Источник иллюстрации

Поиск