Понедельник, 17.12.2018, 05:50
RSS

Вегетарианство: 1001 факт

Иван Ефремов

 

Иван Антонович Ефремов (22 апреля 1908 г. — 5 октября 1972 г.) - крупнейший ученый, профессор, доктор биологических наук, создатель науки тафономии, человек энциклопедических знаний и выдающегося ума, писатель-фантаст, в произведениях которого основными стали «тема человека будущего, обладающего высокими нравственными качествами, сильного физически и духовно, и тема целесообразного общественного устройства» [12].

 

В ноябре 1968 года Ефремов написал: «…Я зарылся по уши в свой роман «Час Быка». После того, как чуть было не отдал Богу душу в прошлом году, никак не могу поправиться, веду жизнь почти индийского аскета и работаю медленно. А роман трудный. И то вопрос — пойдёт ли? Там много вопросов сложных и колючих. Негативный опыт человечества несравнимо сильнее, ярче и глубже позитивного. Поэтому мрачные картины, всякого рода чудовища, садистские проявления — всё это воспринимается сильнее и ярче, чем картины прекрасного будущего и добрых человеческих отношений…» Изучение негативного социального опыта выливается у Ефремова в создание концепции инферно — «тяжёлого состояния общества, лишённого духовности, равнозначного отсутствию солнечного света посреди ночи, в Час Быка» [7, с. 15].

 

Писатель сообщает также: «Надо было опровергнуть несколько главных тезисов современных фрейдистов, которые, то есть тезисы, получили распространение в западной литературе. Они гласят: человек должен иметь свое жизненное пространство, и он его инстинктивно охраняет, человек в основе своей не земледелец, а охотник, бродяга и убийца, инстинкт разрушения в человеке гораздо сильнее инстинкта созидания. С этим я был не согласен, с этим я должен был вступить в борьбу. Вот так зарождалась идея «Часа Быка» [11].

 

Если написанный в начале 60-х гг. ХХ столетия роман «Лезвие бритвы» посвящён поиску путей выхода человечества на магистраль общественного прогресса, то «Час Быка», как полагают Т. Данилова и соавт. - это «роман-предупреждение, осознание огромной сложности такого выхода, грозящих тупиков и срывов. В романе изображена планета Торманс, заселённая выходцами с Земли нашего времени, Эры Разобщённого Мира… Цивилизация тормансиан содержит черты потребительской монокультуры капитализма, а также китайской «Культурной революции»… Ефремов подчёркивал, что, изображая подстерегающие в будущем опасности, художник-фантаст обязан показать выход, иначе его деятельность бессмысленна. Земляне возродили в жителях Торманса надежду, открыв им возможность другого, лучшего, мира. Вдохновлённые этой надеждой, люди Торманса объединились в союзы единомышленников, противостоящие лжи, подкупу, манипуляции общественным сознанием, и, создав «снизу» нравственные основы нового мира, свергли олигархию, просуществовавшую века». «...Это давняя методика всех подлинных революций. Приспеет время, и пирамида рухнет, но только когда внизу накопятся силы, способные на организацию иного общества» [5], [6].

 

В вышеуказанном социально-философском научно-фантастическом романе Ефремова о путешествии людей будущего, уроженцев коммунистической Земли, земляне перешли на искусственно выращенные животные белки, отказываясь от насилия над живыми существами. «Когда отпала необходимость убивать для еды, тогда человечество совершило  последний шаг от необходимости к истинно человеческой свободе. Этого нельзя было сделать до тех пор, пока мы не научились из растительных белков создавать животные.  Вместо  коров  -  фабрика искусственного молока и мяса». Затронут и вопрос использования животных для научных опытов: «Нет!  Ищите обходной путь, но  не  устраивайте пыток. Мир невообразимо сложен,  и вы обязательно найдете много  других  дорог  к раскрытию истины» [6].

 

Ефремовские идеи в изложении белорусского анархиста Игоря Олиневича: «На Земле восторжествовало солидарное общество. Были реализованы высшие свободные идеалы. Государство перестало существовать. Люди жили обеспеченно и интересно. Управление осуществлялось горизонтальными структурами, служившими средством координации для общей пользы. Многосторонне развитый, гармоничный и нравственный человек – центр такой системы. Когда-нибудь такое общественное устройство станет самым обычным явлением. А сегодня приходится жить в мире, где кругом лишь горе и беда, где ростки разума и радости пробиваются лишь вопреки мрачным условиям» [9, с. 70].

 

Иван Ефремов - автор послесловия к книге А. Кларка «Космическая одиссея 2001 года» [8]. «Центральная тема творчества Кларка – Человек и Вселенная. Писатель, рассматривая различные аспекты этой проблемы... в каждом случае исходит из необходимости эволюции не только разума, но и морали». Ефремов пишет при этом о «вполне научном мировоззрении» автора [4, с. 132].

 

В 1999 году в Москве создан Центр ноосферных знаний и культуры имени Ивана Ефремова, что символизировало заметный вклад профессора в развитие идей В.И. Вернадского о ноосфере, этика которой определенно соотносится с вопросом вегетарианства [1, с. 6], [10, с. 187-189].

 

Эпиграфом ко всем произведениям Ефремова, по мнению А.М. Козловича, могли бы послужить слова самого В.И. Вернадского: «Мне чужд капиталистический строй, но чужд и здешний. Царство моих идей впереди» [2, с. 6].

 

Сегодня как никогда актуально звучат слова, написанные Ефремовым в 1971 году: «Думать, что можно построить экономику, которая удовлетворит любые потребности человека, тенденция к чему пронизывает всю западную (e.g. американскую), да и нашу, в вульгарном и буквальном понимании «каждому по потребностям», фантастику — это непозволительная утопия... Единственный выход — в строжайшем самоограничении материальных потребностей, основанном на понимании места человека и человечества во вселенной как мыслящего вида, абсолютном самоконтроле и безусловном превосходстве духовных ценностей перед материальными... Если понимания этого не произойдёт, то человечество вымрет как вид просто в ходе естественного хода космической эволюции как неприспособленный / неприспособившийся для решения этой задачи, будучи вытеснено более подходящим (возникшим не обязательно на Земле). Это закон исторического развития столь же непреложный, как законы физики» [3, с. 160].

 

ИСТОЧНИКИ

 

1. Алмазов Д. Иван Антонович Ефремов / Вестник Волгоградского отделения Русского географического общества, № 4 (124), апрель 2013. - С. 6.

2. Аристон - вечный путь по лезвию бритвы (Концепция ноосферного развития) / Зеленый лист. Карельская экологическая газета, № 2-3, 1997. - С. 6.

3. Библиотекарь / Еремина О. А., Смирнов Н. Н. Иван Ефремов (Жизнь замечательных людей) / Общественно-политический журнал «Изборский клуб» № 1 (25), 2015. - С. 160.

4. Гопман В.Л. Рецепция фантастических романов Артура Кларка в отечественной прессе второй половины ХХ в. / Вестник РГГУ, № 13 (93), 2012. - С. 132.

5. Данилова Т., Двуреченская Н., Двуреченский О., Константинов А. Иван Антонович Ефремов (к 95-летию со дня рождения) / Русский переплет, 2002. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.pereplet.ru/text/efremov.html

6. Ефремов И.А. Час Быка. - М.: Ермак, АСТ, 2004. - 544 с. ISBN 5-17-021699-8, 5-9577-0950-6

7. Истинные и ложные страхи Часа Быка / Незримая сила, № 4, 2007. - С. 15.

8. Кларк А. Космическая одиссея 2001 года. - М.: Мир, 1970.

9. Олиневич И. Еду в Магадан / Голас волi з-за кратаў. Анталогiя твораў беларускiх палiтзняволеных / Складальнiк, рэдактар А.I. Фядута. – Вiльня: ЕГУ, 2013. – 992 с. ISBN 978-9955-773-69-6

10. Позняк Л. Вегетарианство и этика ноосферы / Материалы 1-го Международного симпозиума «Иван Ефремов - ученый, мыслитель, писатель. Взгляд в 3-е тысячелетие. Предвидения и прогнозы». Часть первая. - М.: НЭЦ «ЭОЛ», 1998. - С. 187-189.

11. Савченко Г. Как создавался «Час Быка» (Беседа с Иваном Ефремовым) / Журнал «Молодая гвардия», № 5, 1969. — С.307-320.

12. Человек Эры Кольца. Иван Ефремов / Общероссийский государственный телеканал «Культура», 2007. Электронный ресурс. Режим доступа:

http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/32820/

Источник иллюстрации

Поиск