Четверг, 21.11.2024, 12:47
RSS

Вегетарианство: 1001 факт

История

 

Пища первобытного человека была в основном растительного происхождения: «Он питался ягодами, кореньями, фруктами, съедобными листьями, орехами… При внимательном изучении состава пищи наших предков археологи обнаружили полную несостоятельность мифа о первобытном человеке-охотнике, якобы страдающем чрезмерным плотоядием, непременно занятым в романтических охотничьих баталиях… В исторической ретроспективе мясо появилось в рационе человека относительно недавно: скотоводство стало стабильным источником мясного питания лишь к VII-VI вв. до н.э.» [10, с. 9]. Эти тенденции подтверждает доктор медицинских наук Александр Симаков, заодно отмечающий, что «мясо сложно переваривается, из-за этого могут развиваться не только сердечно-сосудистые заболевания, но и онкология... Человек сможет прожить, если каждый день не будет есть мясо» [1].                                             

 

«История, - пишут И.Л. Медкова и соавт., - позволяет проследить динамику развития этических взглядов человечества... Несмотря на то, что моральные принципы получали все большее признание в силу их полезности для общества, т.е. по прагматическим мотивам, эволюция этики имела другие корни — психологические, духовные... Сострадание к животным имеет эмоциональную, иррациональную основу, а потому никакие официальные (религиозные, правовые) точки зрения на правомерность умерщвления животных на пользу человеку не могли примирить некоторых людей с такого рода жестокостью...» [6, с. 212].                                                        

 

В эзотерических учениях античности, которые реализовывались как практические программы, можно обнаружить «определенное внимание к такому режиму питания, который бы настраивал телесность человека в необходимом для работы духа режиме. Первые дискуссии в вегетарианстве относятся именно к этому периоду... Порфирию принадлежит трактат «О воздержании от мяса животных»... философом постулируется факт инициации мясной пищей агрессивных состояний души и последующих аморальных деяний: «Ведь ужасная привычка к убийству животных, вкравшись понемногу в человеческие страсти, завела человека очень далеко»... Открывается метафизический план еды – любое ее потребление имеет моральное измерение, связанное с тем, что вместе с пищей можно употребить как несправедливость, так и справедливость, усиливая соответствующие начала в собственной душе» [9].             

 

Причиной исторически подтвержденных заболеваний зубов у древних египтян была не собственно их пища (египтяне были по преимуществу вегетарианцами, основную часть их рациона составлял хлеб, который выпекали из муки грубого помола), а способ ее приготовления, так как зерно растирали с помощью камней, «при этом в муку попадали крупицы стесанного камня и многочисленные песчинки. Песок попадал и в другую пищу, готовившуюся из культурных и диких растений, выросших на песчаной почве в долине Нила. Под воздействием песка и крупиц камня жевательная поверхность зубов стиралась, что приводило к гиперестезии, а порой и вскрытию пульпарной полости, инфицированию пульпы, ее воспалению, образованию периапикальных гранулем или кист, в отдаленные сроки. Весьма частыми были разнообразные травмы зубов (подвывихи, вывихи и др.), зубочелюстные аномалии и деформации прикуса» [7, с. 14].                                                             

 

Вегетарианство, зародившееся в странах востока в XVII веке до н.э. и появившееся на Западе в середине XIX в., «признает естественной пищей человека только растительные продукты и отвергает любую животную пищу… Сам термин «вегетарианец» (происходит от латинского veqetus, что означает «крепкий, здоровый, свежий, бодрый») был введен в обиход в 1842 году основателями «Британского вегетарианского общества» [4, с. 140].                              

 

Значительный вклад в конце 19 - начале 20 столетия в развитие идей экологической этики внесли «вегетарианские общества Российской империи, пропагандирующие любовь ко всему живому, сострадание к животным, выступавшие против вивисекции и спортивной охоты. Статьи на эту тему публиковались в журналах «Вегетарианский вестник» (1904-1905) и «Вегетарианском обозрении» (1909-1915, г. Киев)» [2, с. 10].                                                       

 

Современное представление об этичном отношении к животным, как полагают В.П. Клюева и О.Ю. Лобанова, сложилось в середине ХХ столетия. Идеологи зоозащитного движения «с 1970-х гг. выступали с заявлениями о «правах животных», пропагандируя принцип видового равенства. Тогда же возникали новые зоозащитные организации («Фронт освобождения животных», «Люди за этичное обращение с животными»), различающиеся своими тактическими и стратегическими задачами. Иногда пропаганда вегетарианства сочетается с принципом «активного сострадания»: кражей животных из лабораторий, протестными акциями. В России веганизм как движение возникло в начале 1990-х гг.» [3, с. 15].                                     

 

В последние десятилетия активно обсуждаются альтернативные теории питания, которые, по словам А.В. Скального и соавт., «не вписываются в рамки традиционных представлений, хотя и имеют глубокие исторические корни. В каждой из этих теорий есть рациональное зерно… Вегетарианство относится к наиболее древним альтернативным теориям питания» [8, с. 20].                                              

 

Индустрия животноводства – мощнейший источник загрязнения окружающей среды. Профессор университета Париж-Сорбонна Жан-Касьен Билье замечает, что наши предки «в эпоху индустриализации общества начали загрязнять окружающую среду, при этом не понимая и не зная последствий своих деяний. Наше поколение отличается тем, что благодаря техническому прогрессу и развитию науки мы, нанося вред окружающей среде, прекрасно его осознаём. Именно осознание последствий и даёт основания говорить о моральной ответственности нашего поколения» [5].                                 

 

«Каждый из нас, - напоминает Е. Герасимова, - если задумается и проанализирует свой обычный классический день, может сказать, как много мы откладываем «на завтра». А что такое завтра? Наступит ли оно?» [11, с. 58].                                                 

 

ИСТОЧНИКИ

 

1. Алексеева Е. Самарский кардиолог рассказал о вреде мяса и о том, сколько нужно ходить, чтобы похудеть / Городской портал Самары, 2015. Электронный ресурс. Режим доступа: http://progorodsamara.ru/news/view/172510

2. Борейко В.Е. Прорыв в экологическую этику. - Киев: Логос, 2013, - 168 с. (Серия «Охрана дикой природы». Вып. 71) ISBN 978–966–                        

3. Клюева В.П., Лобанова О.Ю. Молодежные сообщества и субкультуры Тюменской области. – Тюмень: «РГ «21 век», ИД «Титул», 2009. – 70 с. ISBN 5-98249-009-1 Прим.: справочник на основе полевых исследований, рекомендуется для государственных и муниципальных служащих, работников право-охранительных органов, журналистов и др.                       

4. Кузнецова К.В. Вегетарианство в контексте межкультурной коммуникации: анализ вегетарианской практики в системе русской культуры / Идеи молодых – национальное достояние (материалы VI Всерос. студенч. науч.-практич. конф.) / НОУ ВПО «Челябинский институт экономики и права им. М. В. Ладошина»; [редкол.: С. Б. Синецкий, И. И. Пиндюр, В. Р. Салыев, А. Е. Сомов]. – Челябинск: НОУ ВПО «ЧИЭП им. М. В. Ладошина», 2011. – 203 с. ISBN 978-5-903270-13-2                                              

5. Махнева А. О климате и морали Профессор Сорбонны прочитал лекцию в ИГУ / Конкурент. Конкурент. Издательская группа «Восточно-Сибирская правда», 2015. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.vsp.ru/social/2015/03/17/552259

6. Медкова И.Л., Павлова Т.Н., Брамбург Б.В. Все о вегетарианстве. - М.: Экономика, 1992. - 287 с. ISBN 5-282-01705-9                                        

7. Пашков К.А. Зубы и зубоврачевание. Очерки истории / К.А. Пашков. – М.: Вече, 2014. – 240 с. ISBN 978-5-4444-1782-9 Прим.: монография посвящена основным вопросам возникновения, становления и развития зубоврачевания в мировой истории. Впервые в отечественной историко-медицинской литературе публикуется исследовательский материал, основанный на обширной базе зарубежных источников, иностранных архивах и музейных фондах.                                                  

8. Скальный А.В. Основы здорового питания: пособие по общей нутрициологии / А.В.Скальный, И.А. Рудаков, С.В. Нотова, Т.И. Бурцева, В.В. Скальный, О.В. Баранова. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2005. – 117 с. ISBN 5-2489-0722-3 Прим.: рекомендовано Ученым советом государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования по всем специальностям; рецензент – доктор медицинских наук Ю.А. Брудастов.                                                                   

9. Сохань И.В. Тоталитарный проект гастрономической культуры (на примере Сталинской эпохи 1920–1930-х годов). – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. – 232 с. ISBN 978-5-7511- Прим.: анализируется тоталитарная гастрономическая культура, которая, будучи как функционалом, так и инструментарием тоталитарной власти, преследует ее базовую цель — реконструкцию человеческой субъективности в соответствии с тоталитарным целеполаганием.

10. Усов В.В. Вегетарианская кухня: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / В.В. Усов. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 384 с. ISBN 5-7695-3438-9 Прим.: допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования; рецензент - преподаватель высшей категории Т.В. Шарко.                       

11. Outro / Kids of Tomorrow, №1, 2011. –– С.58. Прим.: освещаемые темы: музыка, изобразительное искусство, личная жизнь, вегетарианство, донорство, детство; свои рассказы и эссе редактору присылают читатели, которые публикуются на страницах фэнзина.

Источник иллюстрации

Поиск