«Возникнув тысячелетия назад, - пишет В.В. Усов, - вегетарианство нередко воспринималось как некое чудачество. Однако этой системе питания следовали такие известные философы, писатели, ученые, историки, как Сократ, Пифагор, Платон, Гиппократ, Леонардо да Винчи, Исаак Ньютон, Вольтер, Гете, Лев Толстой, Ганди, Бернард Шоу. В настоящее время оно охватило огромные массы населения во многих странах. Вегетарианцы убеждены в том, что растительная пища является естественной для человека, поскольку приносит ему только пользу. Благоприятное физиологическое воздействие вегетарианской пищи ощущают на себе более 800 млн человек в мире. Несмотря на множество толкований, суть вегетарианства проста: употребление в пищу продуктов, получаемых без убийства. Вегетарианских систем питания множество, но все они удовлетворяют этому базовому принципу. Исключение убийства приводит к недопустимости употребления в пищу мяса животных вообще. Девиз вегетарианства - «живи сам и позволяй жить другим». Таким образом, вегетарианство - это философское учение, имеющее своеобразную нравственную основу» [16, с. 6-7].
Вегетарианство считалось «обязательным во многих религиозных учениях, философских школах, так как опыт человечества показывал, что отказ от мяса позволял достигнуть духовных высот» [9, с. 8]. В Европе одним из первых известных вегетарианцев можно считать философа Пифагора (570—470 до н. э.), который «отказался от общепринятой в то время пищи, прежде всего от мяса, еще в юности. Этим принципам он следовал всю свою долгую жизнь, но этим не ограничился. В южно-италийском городе Кротоне Пифагор организовал первую в истории Европы вегетарианскую общину, члены которой строили свою жизнь на принципах гуманности и самообладания, справедливости и умеренности. Основными законами общины пифагорейцев были общность имущества и строгая воздержанность» [11, с. 14].
А.В. Фещенко понимает философию вегетарианства как «смысловую направленность и глубину. Вероятно, это одно из наиболее развитых в плане философской рефлексии, видов альтернативной потребительской практики. Стоит упомянуть, что кроме врачей, которые придают вегетарианству научный характер, в конструировании вегетарианского дискурса участвуют также и социальные мыслители, в задачи которых входит рассмотрения вегетарианства на уровне метатеории, заложенных в нем стратегических задач, требующих выполнения, осмысление роли вегетарианского движения в процессах социальной динамики и пр. Достаточно назвать работы Э. Реклю, Т. Ригана, П. Сингера и др.» [17, с. 77].
Советские философы чаще всего отрицали экологическую этику: «Весьма сомнительно... пpименение этических понятий в отношении к пpиpоде. Рубка леса и убой скота не являются антимоpальным поступком. Объектом моpального или антимоpального отношения может быть лишь человек и общество. Потому антимоpальным в действиях, касающихся пpиpоды, может быть лишь то, что наносит вpед человеку или обществу...», — считал ленингpадский философ В. Тугаpинов; с философских позиций А. Гусейнова, настроенного «пpотив поклонения всему живому, пpотив фальшивой сентиментальности», пpиpода имеет нpавственное содеpжание не сама по себе, а только «pассмотpенная в свете интеpесов и целей общественного человека!» Данные мнения относятся к 70-м годам прошлого столетия, но взгляды многих философов уже на постсоветском пpостpанстве по инерции не изменились [2, с. 12-13].
Даниил Леонидович Андреев (1906–1959) – известный русский писатель, один из первых российских экофилософов, ярый противник антропоцентризма, высказал идею о том, что «легенда о человеке как «венце творения» – это наследие средневековой ограниченности и варварского эгоизма – должна будет … развеяться как дым». Впервые в СССР заявил о том, что каждое живое существо имеет «автономную ценность безотносительно к его полезности для человека». Категорически выступал против опытов над животными, спортивной охоты и рыбалки [19, с. 7].
Кандидат философских наук, доцент кафедры философии СПбГУЭФ О.Д. Маслобоева напоминает о самом фундаментальном методе познания: все познается в сравнении [8, с. 69]. Можно сравнить, например, продолжительность жизни современных хунзакутов (60-70 лет) [18] и современных россиян (в среднем 71 год; около 65 - мужчины, 76 - женщины) [10]. При этом, хунзакуты «могут позволить себе есть мясо в среднем две недели в году», не имеют медицинской инфраструктуры и довольствуются крайне скудными природными благами, а россияне съедают приблизительно по 75 кг мяса в год [7] (вместо 24 кг в начале 20 столетия [5]), обладая богатейшими природными ресурсами и системой медицинских учреждений. Кстати, в назидание вегетарианцам часто приводят «долгожителей-якутов», питающихся преимущественно мясом, но «по данным Всесоюзной переписи населения 1959 года, при населении в республике в 487 456 человек было 128 людей в возрасте более века. В 1970 году в Якутской АССР проживало 1022 долгожителя – людей в возрасте 90 лет и старше. Сегодня (на 2011 год - прим. авт.-сост.) долгожителей в республике всего 16 человек» [6]. Если обратиться к более ранней истории, то к началу 19 столетия на 269880 якутских жителей приходилось 4802 долгожителя, от 80 до 109 лет [15]. Продолжительность жизни в современной Якутии ниже общероссийского показателя [1].
По мнению американского философа Ричарда Рорти, большинство людей «по крайней мере отчасти, убеждено в справедливости утверждения вегетарианцев, что животные обладают определенными правами» [14, с. 55].
Милосердие и сострадание, к которым призывают большинство религий, часто обходят стороной не только животных, но и людей, принадлежащих к другим вероисповеданиям: самые кровопролитные войны разыгрываются именно на почве веры. Это, как полагает Стиве Розен, не снижает ценности религиозных организаций, но заставляет нас задуматься, насколько последовательно такие институты претворяют в жизнь то, что проповедуют? Если те, на ком зиждется вера — духовные лидеры, философы, теологи и адепты — заблуждаются в отношении людей, принадлежащих к другим вероисповеданиям, то, может быть, они заблуждаются и в отношении животных, а границы милосердия проводятся искусственно? [13].
М.С. Горбулёва исследует «противоречия в биоэтике и биомедицине в отношении испытуемых на примере животных и искусственно созданных существ (генетически модифицированных животных, межвидовых гибридов, химер)», актуализируя «важность переосмысления проблемы положения и статуса обсуждаемых существ как в философско-антропологических, так и в этико-правовых измерениях современной культуры». В контексте исследования отмечается деятельность Фронта освобождения животных (Animal Liberation Front (ALF)) – основанного в 1976 г. международного подпольного движения безлидерного сопротивления, объединяющего вегетарианцев и веганов с целью «прямых действий» для освобождения животных, находящихся в неволе» [4, с. 9-10].
Популярный постулат «философии мясоедения»: потребление животной пищи или вегетарианство - это личный выбор человека! Соглашаясь с этим, психолог-эмпат Андрей Жельветро [12] предлагает задать каждому мясоеду, рассуждающему о свободе личности, вопрос: а когда ЛИЧНО ТЫ сделал выбор? Выяснится, что, как правило, никакого выбора человек, не делал, что его мнением никто не интересовался - в детстве он был поставлен родителями перед фактом: ты будешь есть то, что мы тебе дадим! Таким образом, потребление мяса – «не более, чем унаследованный по инерции шаблон, а потому говорить о свободе выбора такой человек не имеет ни морального, ни логического права. Единственным, по праву, глашатаем свободы выбора может быть только тот человек, который сознательно вышел из плена пищевых привычек» [3].
ИСТОЧНИКИ
1. Александр Власов: Средняя продолжительность жизни в Якутии ниже общероссийского показателя / Якутия.Инфо, 19 февраля 2013. Электронный ресурс. Режим доступа: http://yakutia.info/article/62
2. Борейко В.Е. Прорыв в экологическую этику. - Киев: Логос, 2013, - 168 с. (Серия «Охрана дикой природы». Вып. 71) ISBN 978-966-171-705-2
3. Вопрос Мясоеду / Умное Вегетарианство, 22 августа 2014. Электронный ресурс. Режим доступа: https://youtu.be/he4BoAm1RHs
4. Горбулёва М.С. Парадоксы отношений биоэтики и биомедицины: технология создания «анимаглов» / Философские проблемы современных исследований культуры / Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin), № 7 (148), 2014. - С. 9-15. Прим.: при поддержке гранта РГНФ № 12-03-00198.
5. Ерофеев Н. Уровень жизни населения в России в конце XIX — начале XX века / Вестник Московского университета. Серия 8. История. №1, 2003. - С.55 - 70.
6. Количество долгожителей в Якутии уменьшается / SakhaNews, 7 октября 2011. Электронный ресурс: http://www.1sn.ru/51439.html
7. Кузьменко А. В России едят мясо, как доктор прописал / РБК, 6 марта 2013. Электронный ресурс. Режим доступа: http://rbcdaily.ru/market/562949986055063
8. Маслобоева О.Д. Философия для студентов экономических вузов. - С-Пб.: Питер, 2006. - 336 с. (Серия: Краткий курс) ISBN 5-469-01091-0
9. Медкова И.Л., Павлова Т.Н., Брамбург Б.В. Все о вегетарианстве. - М.: Экономика, 1992. - 287 с. ISBN 5-282-01705-9
10. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении / Росстат, 2015. Электронный ресурс. Режим доступа:
http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/demo26.xls
11. Попова Ю.С. Живая еда: Сыроедение — лекарство от всех болезней. — С-Пб.: ИК «Крылов», 2010. — 160с. (Серия «Здоровье — образ жизни») ISBN 978-5-4226-0125-7
12. Психолог-эмпат Андрей Жельветро. Электронный ресурс. Режим доступа:
http://zhelvetro.com/
13. Розен С. Вегетарианство в мировых религиях. Трансцендентная диета. - М.: Философская книга, 2013. — 178 с. ISBN 978-5-8205-0155-5
14. Рорти Р. Справедливость как более широкая лояльность / Логос, № 5 (6 2), 2007. - С. 55.
15. Серебренникова И. Якуты по данным переписи 1897 г. / Сибирские вопросы, №№19-20, 22 августа 1908 г. - С. 73.
16. Усов В.В. Вегетарианская кухня: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / В.В. Усов. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 384 с. ISBN 5-7695-3438-9 Прим.: допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования; рецензент - преподаватель высшей категории Т.В. Шарко.
17. Фещенко А.В. Социальная структурация сообщества вегетарианцев (на материалах г. Магадана) / Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. - С-Пб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2014. - 243 с.
18. Хунза - страна вегетарианцев-долгожителей / На Восток, 21 февраля 2013. Электронный ресурс. Режим доступа: http://navostok.net/hunza-the-land-of-vegetarians-and-longlivers/
19. Экологическая этика от А до Я: пособие для школьников, их учителей и родителей / под общей ред. Т.В. Мишаткиной, С.Б. Мельнова. - Минск: МГЭУ им. А.Д. Сахарова, 2008. - 172 с. ISBN 978-985-6823-83-4