Среда, 22.11.2017, 06:30
RSS

Вегетарианство: 1001 факт

Эстетика

 

Для правильной организации питания важно «удовлетворение как «гастрономического», так и эстетического чувства» [6]. Во Франции основная задача повара – «чтобы человек поел и получил некое эстетическое удовольствие. Не только от внешнего вида, оформления, посуды, но и от вкусовых сочетаний» [1, с. 12].                                

 

Люди, придерживающиеся вегетарианства, нередко считают, что мясоедение «не эстетично (неприятно есть мясо, его вид)» [11, с. 59].

 

«Ты - то, что ты ешь» - убеждены многие приверженцы вегетарианского рациона. «Улучшить здоровье, привести в норму свой вес, эстетично выглядеть, нравиться себе и окружающим» - цели, определяющие мотивацию разумного питания [2, с. 7].                         

 

За счет использования куттеров и эмульгаторов внешний вид современной вареной колбасы «на разрезе самый привлекательный, но аромат и вкус оставляют желать много лучшего, а при пережевывании ее структура не создает впечатления целостности, а как бы распадается во рту» [7, с. 4].                                          

 

«Мясники, - писал в 1905 году Элизе Реклю, - выставляют на показ публике даже на самых людных улицах рассеченные туши и кровавые куски мяса и воображают, что примиряют наше эстетическое чувство с этим безобразием, разукрашивая вывешиваемое ими мясо гирляндами роз!» [10, с. 67].                                           

 

В 1971 году в Луизианском музее искусств имела место выставка, получившая большой резонанс. Несколько «креативных» художников разрезали лошадь на куски, «разложили по банкам и выставили это в музее» [4, с. 271]. Многие видевшие это были оскорблены, а Маршия Итон, занимавшаяся в те годы проблемами эстетики, определила артефакт как объект, не обладающий никакой ценностью, не вызывающий «богатого переживания» и не являющийся «подлинным произведением искусства» [4, с. 287].                                         

 

«Современный ум, - по мнению индийского духовного лидера Ошо, - может понять это гораздо лучше, так как нам известно, что все формы жизни взаимосвязаны, взаимозависимы. Человек не остров: человек существует в бесконечной сети миллионов форм жизни и существования. Мы существуем в цепи, мы не отдельны. И уничтожение других животных не только уродливо, не эстетично, бесчеловечно, но также и ненаучно. Мы разрушаем собственный фундамент» [8, с. 48].                                                 

 

На планете Земля человек «не хозяин, не распорядитель, а член сообщества, и его действия должны производиться с оглядкой на его сожителей по биоценозу. Безоглядные, импульсивные, необоснованные действия дадут самый неожиданный... неблагоприятный результат для него самого». Человек должен с уважением относиться ко всем  живым  существам,  а  «чтобы  их  уважать,  нужно  обладать,  во-первых, информацией о них, об особенностях их жизни, а во-вторых, оценить их если даже не красоту, то целесообразность их строения, соответствие его с выполняемыми ими функциями. Так что, воспитывая детей, с самого раннего возраста надо знакомить их с основными положениями экологической этики и эстетики. Только так можно заложить в их мировоззрение основные положения о неотъемлемых правах всех живых существ, а не только человека» [3, с. 79].                                                        

 

Пример доступного продукта, применяемого как полезный ингредиент и аппетитный декор вегетарианских блюд - салат, растение из семейства астровые (сложноцветные), огородная культура. «Резать салат не принято: листья от контакта с металлом окисляются и теряют часть полезных свойств и эстетичный вид. Поэтому салат рвут руками. Порванные листья салата не хранят» [9, с. 45].                                     

 

В Японии еще до возникновения земледелия питались дарами моря, с глубокой древности зная о полезных свойствах водорослей. «И эти дары морских глубин не менее, если не более популярны, чем овощи и травы с огорода. Водоросли в Японии используют и для приготовления супов, и для салатов, и для тушеных блюд... Хорошо приготовленные, они обладают неясным вкусом, а также умеют оттенять вкус других продуктов. И еще одна черта водорослей, весьма немаловажная для эстетов-японцев, — водоросли часто служат прекрасным украшением самых различных блюд» [5].                        

 

ИСТОЧНИКИ

 

1. Александр Журкин. Мастер провокаций / Творцы «за кадром». Дневник шефа / Информационное издание «Рестораны группы компаний «Пир». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.pir.nnov.ru/media/pdfarticles/gazeta-itog.pdf

2. Вишневская А.В. Разумное питание для здоровья и красоты. — С-Пб.: Невский проспект; Вектор, 2007. — 237 с. (Лучшая книга о здоровье) ISBN 978-5-9684-0698-9

3. Ердаков Л.Н., Ксенц Г.Н. Растения и животные в детском саду и дома: Информационно-методическое пособие. – Томск: Изд-во «Печатная мануфактура», 2006. – 88 с. (Экология для маленьких сибиряков. Рядом с нами) ISBN 5-94476-095-8

4. Итон М. Искусство и неискусство / Американская философия искусства, 1997. С. 271–288.                                                         

5. Кацудзо Н. Японское чудо - питание. -С-Пб.: Питер, 2003. – 128 с. ISBN: 5-94723-679-6

6. Милл Р.К. Управление рестораном. - М.: Юнити-Дана, 2009. - 518 с. (Серия: Зарубежный учебник) ISBN 978-5-238-01589-7, 0-13-113690-9

7. Митрофанов Н.С. Технология продуктов из мяса птицы. - М.: КолосС, 2011. - 325 с. ISBN 978-5-9532-0804-8                                                   

8. Ошо. Азбука осознанности. — С-Пб.: ИГ «Весь», 2013. — 560 с. ISBN 978-5-9573-2514-7

9. Продукт номера. Энциклопедия салатных листьев / Multivarka Pro, № 10, май 2014. - С. 45.                                                           

10. Реклю Э. О вегетарианстве. - М.: Посредник, 1905. - 123 с. Прим.: автор - французский географ и историк, член Парижского Географического общества, убеждённый вегетарианец и анархист.                             

11. Фещенко А.В. Социальная структурация сообщества вегетарианцев (на материалах г. Магадана) / Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. - С-Пб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2014. - 243 с.

Источник иллюстрации

Поиск