Среда, 22.11.2017, 06:26
RSS

Вегетарианство: 1001 факт

Экономика

 

Экономическая подоплека сознательного вегетарианства - «затратная нецелесообразность мясоедения» [1, с. 195].                              

 

Земля используется примерно в десять раз экономнее, если заниматься не животноводством, а земледелием. «Выращивая скот на мясо, - сообщают И.Л. Медкова и соавт. - человечество растранжиривает ресурсы планеты. Так, в нашей стране предусматривается производить 1 т зерна на одного человека. Но из нее непосредственно для питания предназначено только 10 % в виде хлеба, круп и т.д., а 90 % этого зерна идет на корм животным» [8, с. 191].                       

 

Экономисты определяют «полезность» еды лишь как степень удовлетворения, которое получает индивид от ее употребления. «В стратифицированных обществах, - пишет Х. Шрадер. - дифференциация проявляется не только в общепринятых маркерах статуса (одежда, украшения, предметы роскоши и т.п.), но и в пищевых привычках» [12].                                                        

 

В Индии существует экономический потенциал для значительного увеличения потребления продукции животноводства и корма для скота [5, с. 47], но культурные традиции страны сдерживают спрос [5, с. 48]. 

 

О.А. Утвенко, И.В. Максимов и Е.Е. Курчаева на примере применения продуктов переработки топинамбура показывают возможности решения проблемы рационального питания населения, полагая при этом, что любая форма вегетарианства есть проявление «морали нравственного усовершенствования человека на основе «гуманности» по отношению к животным» и не отрицая, что «пища, дающая меньшее количество азотистых шлаков, – продуктов белкового обмена, – имеет свои преимущества» [11, с. 20]. А.Н. Биктурганова и Д.Н. Катусов не исключают, что единственный способ спасти человечество от дефицита продовольствия в будущем - «мясо из пробирки», но в настоящее время производство мяса в лабораторных условиях  очень дорого (около $1 млн за 250 г кусок говядины), и «потребуются значительные инвестиции, чтобы перейти к крупномасштабному производству. Тем не менее, консорциум «Мясо из пробирки» подсчитал, что совершенствование существующих технологий может значительно сократить расходы на производство лабораторного мяса» [2, с. 6].                                       

 

А.Р. Есина, анализируя применение SWOT-анализа (S - Strengths - сильные стороны предприятия, W - Weaknesses - слабые стороны, O - Opportunities - возможности, T - Threats - угрозы) при оценке конкурентоспособности крупных перерабатывающих предприятий пищевой промышленности, среди примеров угроз (T) называет «повышение моды на вегетарианство и низкокалорийные диеты» [6, с. 339]. А.О. Орлова и Д.Т. Сабирова, занимаясь разработкой позиционирования мясной продукции с целью минимизации рыночных рисков предприятия, акцентируют внимание не необходимости «частично решить проблему с вегетарианцами» [9, с. 209].                  

 

Опираясь на обновленные потребности потребителей и учитывая мировые тенденции развития ресторанного бизнеса, каждый объект питания может и должен совершенствовать программу своего инновационного развития. К наиболее интересным идеям, достойным апробации, Р.П. Валевич и С.О. Белова относят развитие «специализированных ресторанов для вегетарианцев... и они станут не просто специализированными местами общественного питания, а мейнстримом» [3, с. 138].                                                   

 

По результатам исследования Р.Т. Тимаковой, экономический эффект от внедрения вегетарианского меню в работу городского ресторана (при ежедневном посещении вегетарианцев - 1% от общего числа гостей в год) составляет 4,9 млн. руб. Наличие и продвижение вегетарианского меню в ресторане «позволит повысить конкурентоспособность ресторана, расширить целевой рынок потребителей, принести дополнительную прибыль ресторану, улучшить качество жизни жителей мегаполиса» [10, с. 119].            

 

М.Ю. Верижникова и Н.В. Мясищева относят к новым, неординарным подходам кейтеринговых кампаний для развития ресторанного бизнеса «предоставление вегетарианского меню, индивидуальный подсчет калорий в предлагаемых блюдах, бессолевые и низкокалорийные диеты» [4, с. 411].                      

 

А.С. Коновалов, успешный экофермер и один из «пионеров» создания российского движения экофермеров, пишет: «Примечательно, что мечта приверженцев безопасных экопродуктов стала еще и экономически выгодной! Оказалось, что «органическое земледелие» является отличным способом спасения от банкротства сотен мелких фермерских хозяйств в развитых странах. Давно доказано, что подобные методы ведения сельского хозяйства приносят хорошую прибыль, снижают уровень безработицы, уменьшают число людей, перебирающихся в города, улучшают экологическую обстановку» [7, с. 22].                                     

 

ИСТОЧНИКИ

 

1. Беляева Л.Н. Вегетарианство, как образ жизни / Через физическую культуру и спорт к здоровому образу жизни. Материалы II Международной научно-практической конференции / отв. за выпуск Е.А. Жданова. - Уфа: Уфимский гос. ун-т экономики и сервиса, 2014. - С. 195. (CD) ISBN 978-5-88469-638-0

2. Биктурганова А.Н., Катусов Д.Н. Мясо будущего / Безопасность и качество товаров: Материалы VI Международной научно-практической конференции. / Под ред. С.А. Богатырева. – Саратов: Издательство «КУБиК», 2012. – С. 5-7.                                                                            

3. Валевич Р.П., Белова С.О. Инновационное обновление общественного питания: от инновационного потребителя к инновационным объектам / Инновационное развитие экономики: тенденции и перспективы: Материалы III международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию гуманитарного факультета Пермского национального исследовательского политехнического университета. - Пермь: Издательство Пермского национального исследовательского политехнического университета, 2014. - С. 138. ISBN 978-5-398-01264-4 Прим.: статья под эгидой УО «Белорусский государственный экономический университет».                                 

4. Верижникова М.Ю., Мясищева Н.В. Кейтеринг - прогрессивная форма организации общественного питания / Стратегия развития индустрии гостеприимства и туризма: Материалы V Международной Интернет-конференции 28 января - 25 апреля 2014 г./ Под общей ред. д-ра техн. наук, проф. Е.Н. Артёмовой, к.т.н., доц. Н.В. Глебовой. – Орёл: Госуниверситет - УНПК, 2014. – С. 411 (CD).                                                                    

5. Доклад о торговле и развитии, 2005 год / Доклад секретариата Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию. - Нью-Йорк; Женева: ООН, 2005. (CD)                                       

6. Есина А.Р. Применение swot-анализа при оценке конкурентоспособности крупных перерабатывающих предприятий пищевой промышленности / Инновации: перспективы, проблемы, достижения: материалы международной научно-практической конференции. 27 мая 2013 г./ под ред. А.А. Гажура. – М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2013. – С. 336. Прим.: автор - к. э. н.   

7. Коновалов А.С. Жизнь в стиле ЭКО. — М.: Альпина Паблишерз, 2011. — 128 с. ISBN 978-5-9614-1554-4                                         

8. Медкова И.Л., Павлова Т.Н., Брамбург Б.В. Все о вегетарианстве. - М.: Экономика, 1992. - 287 с. ISBN 5-282-01705-9                                    

9. Орлова А.О., Сабирова Д.Т. Разработка позиционирования новой продукции с целью минимизации рыночных рисков (на примере компании «Лосево») / Импульс–2014. Материалы XI Международной научно-практической конференции студентов, молодых ученых и предпринимателей в сфере экономики, менеджмента и инноваций /под ред. доц. Т.В. Калашникова / Томский политехнический университет, Томск – М.: ОАО «ИТКОР», Изд-во Томского политехнического университета, 2014. – С. 209. ISBN 978-5-00082-022-3 Прим.: А.О. Орлова - аспирант, Д.Т. Сабирова - ст. преподаватель; научный руководитель: Ерёмин В.В., доцент, к.э.н.                     

10. Тимакова Р.Т. Конкурентоспособность вегетарианского меню как фактор конкурентного преимущества ресторана / Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции (15 мая 2015 г., г. Уфа). в 2 ч. Ч. - Уфа: АЭТЕРНА, 2015. - С. 119. ISBN 978-5-906808-10-3 Ч.1 ISBN 978-5-906808-12-7 Прим.: автор - к.с.-х. н., доцент, сотрудник Института торговли, пищевых технологий и сервиса, Уральского государственного экономического университета; сборник зарегистрирован в наукометрической базе РИНЦ (Российский индекс научного цитирования).

11. Утвенко О.А., Максимов И.В., Курчаева Е.Е. Разработка рецептуры желейных продуктов с использованием клубней топинамбура / Молодежный вектор развития аграрной науки. Материалы 63-й студенческой научной конференции. - Ч. III. - Воронеж: ФГБОУ ВПО Воронежский ГАУ, 2012. - С. 19-22. Прим.: И.В. Максимов - к.с.-х. наук, доцент, Е.Е. Курчаева - к.т.н., доцент.   

12. Шрадер Х. Экономическая антропология. — С-Пб.: «Петербургское Востоковедение», 1999. — 192 с. ISBN 5-85803-131-5

Источник иллюстрации

Поиск